10 доказательств того, что игроделы нас ненавидят
Сегодня мы назовем десять вещей, доказывающих, что разработчики и издатели нас люто, бешено ненавидят. Как ты думаешь, о чем эта статья? Правильно, о тех необычайно свинских поступках геймдева, которым просто нет иного объяснения. Но чтобы не прослыть ноющими грымзами, мы покажем и обратные примеры похвального девелоперского поведения.
1. Йо-хо-хо и защита от взлома
Растущее не по дням, а по часам пиратство сделало издателей параноиками, и они стали защищать свои игры любыми способами. Наиболее (не)эффективной оказалась система DRM. Digital Rights Management – три слова, от которых содрогается каждый РС-геймер, ведь свежие бредовости в этом DRM меняются со скоростью узоров в калейдоскопе в руках человека с синдромом Паркинсона. Все начиналось с простой защиты Securom, проверяющей наличие диска в приводе не только при установке игры, но вообще – при любом удобном или неудобном случае. Например, при запуске гамы, при выходе из нее, при открытии «Блокнота», при движении мышкой по декстопу, пока игрок чистит зубы. Позже все усугубилось, когда CD-ключи стали иметь ограниченное количество активаций: три установки игры – и аривидерчи (Chro ni cles of Rid dick: Dark Athena из-за этого байкотировалась покупателями). Будьте добры, если хотите поставить ее в четвертый раз, связывайтесь с издателем и ждите нового ключа. При этом игра еще может находиться под постоянным онлайн-наблюдением, как, скажем, Assassins Creed 2. Стоит интернету отключиться на долю секунды – игра останавливается, и вы теряете весь свой прогресс, что есть бред для не мультиплеерных проектов. В общем, игра окружена иглами, иглы в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в шоке. Подобным грешили и продолжают грешить Atari, EA и Ubisoft. Забавно, что уровень пиратства не снизился, а DRM не стал серьезной помехой: пираты рано или поздно все равно ломают защиту, выдавая свою версию шпилы без необходимости заходить в сеть и что-либо активировать. А вот честные покупатели наказываются титанической протекцией продукта и порою просто вынуждены использовать нелегальные версии. Из-за этого рейтинги продаж так стремительно летят в пропасть, что, будь директоры EA мертвы, они совершали бы тройные сальто в гробах от негодования.
Но все-таки: Не все версии DRM – зло. Steam, например, обеспечивает максимальный уровень комфорта пользователю и не меньший уровень защиты издателю.
Подлость: 5/5
2. Круглец
Спортивные симуляторы… Казалось бы, между ними нет ничего общего. Но если присмотреться, то тоже нет… Хотя нет, да, наверное, есть. Как писал старина Олмер, разработчики всяких футбольных, лыжных, баскетбольных и прочих симуляторов по катанию шаров давно уже сделали идеальные геймы вроде FIFA 2020, а, выпуская каждый год новую игру серии, просто откручивают от нее меньшее количество наворотов. В целом же, из года в год спортсимы остаются все такими же и лишь хорошеют визуально.
Но все-таки: Примеров обратного очень мало, разве что можно вспомнить серию Colin McRae Racing, и то с натяжкой.
Подлость: 1/5
3. Добро пожаловать в наш фигвам
Многие девелоперы, раскурив топор войны и изрыгнув из своей креативной пасти свежий проект, не спешат исправлять разнообразные баги и радовать игрока патчами. И если в чисто сингловых играх это бесит местами, то в онлайновых проектах подобная ситуация достигает апокалипсического ужаса. Ярчайший пример – Left4Dead 2: к ней вышло несколько патчей, которые не поправили почти ни одной ошибки. Infinity Ward бесконечно долго ремонтировали эксплоиты (косяки в игре, которые можно использовать для своего преимущества) в Modern Warfare 2, но так и не разобрались с читерами, которых на серверах этой игры больше, чем негров в Африке.
Но все-таки: Team Fortress 2 тот же Vavle радует патчами почти что ежедневно. А Croteam вообще заслужили мешок пряников, так как разработчики лично сидят на форуме Serios Sam, слушают замечания и предложения посетителей, помогают править баги и проблемы с игрой и вообще – общаются с комьюнити. Причем каждый день.
Подлость: 4/5
4. Издать люлей
Плебс глаголет, что, мол, у нас в плане игр красота: в среднем, лицензионная копия стоит сотню-полторы гривен, хотя на Западе за такой же диск нужно отдать 50-60 долларов. Однако, у буржуев чем больше времени прошло с момента выхода геймы на золото, тем за меньшие деньги ее можно приобрести – спустя годик она вполне может скинуть 30-40 у.е. от своей изначальной стоимости. В Украине же цена не шелохнется даже через полдюжины лет. Отдельно хотелось бы упомянуть о том, КАК эти игры издаются. Европейцы и американцы имеют возможность приобрести отличные коллекционные версии игры. К примеру, Metro 2033 продается с полным мануалом, с настоящими и качественно выполненными часами, идентичными тем, что у главного героя игры, брелком, и в невероятно красивой большой коробке. У нас же вместо всей этой красоты – лишь карта московского метро. Учитывая, что игру делала киевская студия, не очень логично лишать коллекционки украин ского геймера. Мы уже скромно молчим о жлобстве наших издателей: к примеру, оригинальный Orange Box включал в себя Team Fortress 2, Portal, Half-Life 2 и два «Эпизода». Забрать такой набор американец и европеец мог за каких-то 60 долларов. Наши же паблишеры решили малеха заработать и продают все содержимое Orange Box по отдельности, и каждую – за стоимость полной игры.
Но все-таки: У нас иногда бывают неплохие коллекционки – например, S.T.A.L.K.E.R., «Казаки» и так далее.
Подлость: 4/5
5. Чем дальше в лес, тем хуже игроманам
Невероятно бесит алчность разработчиков, которые мудро решают, что небольшая армия хардкордных фанатов менее ценна, чем большая армия казуальщиков. За сим они переводят игровые тайтлы на более широкие аудитории, делая продолжения игрушек проще, уменьшая жестокость для понижения возраст ного рейтинга. Так, например, случилось с Prince of Persia, который из милой сказки с паркуром превратился ко второй части в мрачный мегаэкшен с рубиловом, кровищей и расчлененкой. А потом, в третьей части, его значительно упростили и убрали мясо. Четвертая часть вообще превратилась в игру для дошкольников, в которой даже умереть было невероятно сложно, как ты ни старайся. Left4Dead в бета-версии был чудовищно мрачным постапокалипсисом, в который на самом деле верилось, особенно, когда блуждаешь по грязным, забрызганным кровью мрачным помещениям с кучей разбросанного хлама. К релизу игра стала чуть менее хмурой, что не очень огорчило… Но вторая часть (мало того, что вышла вместо обещанного бесплатного дополнения к оригиналу) почти полностью проходится в дневное время суток на просторных чистеньких локациях и стала в разы проще. Как результат – огромное количество дорвавшихся до зомби младшекласников, не дающих взрослым дядям нормально играть. Больше всех пострадал, пожалуй, Resident Evil. Как можно было из леденящего душу и сжимающего полупопия сурвайвал хоррора сделать чуть ли не анимешный файтинг-шутер с идиотским сюжетом в стиле голливудских боевиков ранних 90-х – не ясно. Но когда Resident Evil выбросил атмосферу в мусорное ведро, резко поднялись продажи игры, и упали продажи подгузников.
Но все-таки: Казуальщикам есть повод для радости – не нужно ломать себе пальцы во время игры и напрягаться: теперь можно все хиты проходить на расслабоне. Родители же могут не бояться, что их чадо заработает икоту на страшных темных уровнях. Хотя, некоторые девелоперы делают обратные ходы, и это радует. К примеру, Rockstar после невероятно солнечного казуального GTA San Andreas выпустили мрачный, реалистичный и жестокий GTA4. Да и в Left4De ad 2, стоит отдать ему должное, конечности и головы заправски отлетают после удара топором, а кишки мило выпадают на пол из распоротых животов зомби.
Подлость: 3/5
6. Поспешишь – игру угробишь
«Выпустим, когда будет готова», – самый мудрый ответ разработчика на вопрос «Когда выйдет игра?». К сожалению, не все знают эту мудрость, что часто приводит к перенесению клятвенно обещанной даты выхода. Тем не менее, куда хуже получается, если продукт выходит в срок, но сырой. Издатели кнутом подгоняют разработчиков, ставя срок выхода проекта выше его качества. Например, JoWood заставили Piranha Bytes выпустить на рынок чуть ли не альфа-версию «Готики 3», что неизбежно привело к полному краху серии. Бывают и случаи, когда времени более чем достаточно, но его не используют с умом. Например, после продолжительного открытого бета-тестирования Battlefield: Bad Company 2 добрая половина багов и недоработок баланса перенеслась в финальную версию продукта. Издатели тоже обломались: хваленая серверная сеть EA, взявшая на себя ответственность за размещение мультиплеера на все три платформы, просто упала под нагрузкой в день релиза, из-за чего люди неделю не могли играть. Electronic Arts объяснили это тем, что они «не были готовы к такому наплыву игроков онлайн». Действительно, выпуская сетевой шутер ААА-класса, кто бы мог подумать, что много людей захочет играть в него в первый же день релиза?! Так что, если ты был среди первых покупателей BC2 и неделю не мог погонять в сети, не расстраивайся – не ты один такой неудачник.
Но все-таки: Пусть и движимые жадностью, но издатели все же заставляют разработчиков больше вкалывать. Да и, в конце концов, просто финансируют их проекты.
Подлость: 3/5
7. Порто-спорт
Война между консолями и компьютерами на самом деле куда более жестокая и кровавая, чем знает большинство (а те, кто знает – все равно об этом не догадываются). Sony и отчасти Microsoft прикладывают все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы снивелировать значение ПК и кричат на весь мир, что это ни разу не игровая платформа. Верные рыцари мышки и клавиатуры лишены огромного количества консольных эксклюзивов вроде God of War и ему подобных хитов. Даже Epic Games, которая поднялась со своим Unreal на ПК, посылает компьютерщиков к чертям собачьим, клепая уже третью часть Gears of War, портировав на комп лишь первую. Да и что это за порты… каждый японский гость с приставок вроде Devil May Cry 3 делается под девизом «Чтоб вы все сдохли, бледнолицые сволочи, и вывернули пальцы об наше недоуправление». А покупатели PC-версии Modern Warfare 2 лишись возможности выглядывать из-за угла, так как на приставочных джойстиках для этих телодвижений просто не хватало кнопок, а делать что-то особое для ПК никто не спешит.
Но все-таки: Ubisoft штампуют отличные порты, вернее, даже не порты – они сразу подгоняют игры под все возможные платформы. В чисто консольные экшены Prince of Persia и Assasins Creed с мышкой и клавой гонять не менее удобно, чем с джойстиком. А Far Cry 2 сам определяет, если ты подключаешь к компьютеру геймпад, и автоматически включает автонаводку. Стоит отдать должное и Rockstar Games, которые уже четыре игры серии GTA клятвенно обещают выпустить исключительно на консоли, но потом все равно через полгодика дарят свои творения и писишникам.
Подлость: 4/5
8. Бодибилдинг: как накачать свою игру
Ты уже стал достаточно взрослым, чтобы наконец-то узнать: с популяризацией скачиваемого контента (Downloadable Content) стали толстеть кошельки разработчиков. Нередко от финальной версии игры отрубают львиный кусок лишь для того, чтобы позже продавать его игрокам в виде платного расширения с псевдоинновациями. Получается, что, покупая булочку с маком, мы получаем пустой хлебец и возможность за дополнительную плату через месяц докупить к нему мак. Некоторые разработчики имеют наглость в открытую проводить эти махинации; в таких случаях все эксклюзивные фичи уже находятся в игре, но недоступны, и открываются только при покупке специального ключа у издателей. Ярким примером этого является EA, решивший продавать консольщикам две дополнительные карты к Bad Company 2 в день релиза игры! о_О.
С другой стороны, цена за это была крошечная, и не стоит рядом с десятью баксами, которые Activision требует за новые карты к Modern Warfare 2, две из которых являются лишь римейками уровней из Call of Duty 4 (который, кстати, дополнительный контент получил бесплатно). Также DLC стал спасательным кругом и для особо ленивых разработчиков, которые не хотят приниматься за сиквелы.
Но все-таки: Все же, DLC является большим шагом для игровой индустрии и позволяет держать игроков сытыми. Не говоря уже о том, что многие девелоперы честно работают над скачиваемыми расширениями, стараясь сделать хорошую игру еще лучше. Как пример – Borderlands.
Подлость: 1/5
9. Франшизоиды
Известны случаи, когда лабораторные мыши сходили с ума, если рядом с ними кто-то проходил игры по фильмам (книгам, сериалам etc). За редкими исключениями такие поделки представляют собой совершенно неиграбельный деревянный шлак с отстойной графикой, сюжетом и геймплеем. За примерами в лес далеко ходить не надо: свежий Prison Break, не очень свежий «Терминатор 3: Война Машин», Transformers – эти названия навеки выбиты на доске позора геймдева.
Но все-таки: Рано записывать разработку игр по фильмам в категорию смертных грехов. Ведь что ни год, то больше франшизовых гейм становятся играбельными: вспомним тот же очень даже сочный Wolverine и вполне вкусный Wanted.
Подлость: 5/5
10. Корень всего зла
Microsoft… И зачем ты только полез в игровую индустрию? Мало того, что ты портишь красивые обложки игр своими уродливыми логотипами, так еще и уничтожаешь мультиплеер в этих играх. Games for Windows Live – жалкая, отчаянная и во всех аспектах неудачная попытка сплагиатить Steam. По сути, GfWL и есть Steam, только без удобного интерфейса, оффлайнового режима, бесплатных бонусов, возможности покупать игры и скачивать их. Куда лучше «Мелкософт» справился с сетью для своей консоли, Xbox Live. Она неплохо выглядит, стабильно работает и старательно выжимает из игроков лишние деньги. Ведь если речь идет о мультиплатформенных геймпроектах, то весь бесплатный для ПК контент для владельцев Шайтан-Коробки будет доступен только за деньги. Valve, например, предоставляют новые официальные кампании Left4Dead даром на всех платформах, но Microsoft пришли к выводу, что это слишком щедро, и стоит еще пошариться по карманам своих верных клиентов.
Но все-таки: Наше геймерское комьюнити едино благодаря Microsoft’у. Лютая ненависть к практически всему, что он делает, сплотила нас. За что мы ему благодарны.
Подлость: 4/5
Авторы: Khaj-Tosin и Butcher